Ви є тут
Представление для детей о Золотом веке Ислама в Киеве » Додати новий коментар
Додати новий коментар
В субботу, 10 марта 2012, в актовом зале Исламского культурного центра города Киева состоялось научно-образовательное театрализированное представление «Золотой век Ислама» по мотивам короткометражного фильма-презентации выставки «1001 изобретение» в Лондоне, Великобритания. Представление для детей подготовили сами юные мусульмане при поддержке женского отдела общественной организации «Ан-Нур».
Вначале появился Авиценна (Абу Али ибн Сина, 980 — 1037), который принадлежит к числу величайших ученых Средней Азии, — философ и медик, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед. Его имя входит в плеяду великих мыслителей человечества. Еще в начале 11 века он предположил существование вирусов, описал множество болезней сердца, изучал пульс и кровеносные сосуды, заболевания уха, желудка, зубов, проблемы гигиены, описал роль лечебной физкультуры и гимнастики.
«Ибн Сина» рассказал также о своем коллеге из Кордовы, «отце хирургии» Альбукассисе аз-Захрави. Его Энциклопедия хирургии служила стандартным рабочим материалом по предмету во всех университетах Европы в течение порядка пяти сотен лет.Ат-тасриф — это иллюстрированное практическое пособие по медицине и хирургии, предназначавшееся для студентов медицинских колледжей и практикующих врачей, для коих он был просто незаменимым другом и помощников в возникавших разнообразных затруднительных ситуациях, так как в этой энциклопедии можно было получить ответы практически на все вопросы по клиническим проблемам. В Ат-тасрифе содержится самый ранний в истории рисунок хирургических инструментов. Около двухсот рисунков проиллюстрированы и описаны. В местах использования инструмента изображена сама процедура хирургической операции.
Затем место Ибн Сины заняла Марьям аль-Астроляби, которая впервые провела работу по усовершенствованию астролябии, древнегреческого изобретения для определения продолжительности дня и ночи в каждый из дней года. Именно на ее исследовниях базировались работы мусульманских ученых; в итоге прибор был настолько усовершенствован, что его смело можно назвать древнейшим прототипом компьютера. Астролябия превратилась в симбиоз компаса и навигатора; использовавшегося для некоторых математических и астрологических исчислений. Благодаря этому «пра-компьютеру» высчитывали время восхода и захода солнца для любого дня в году и любой местности; с ее же помощью мусульмане определяли к"ыблу — направление на Мекку — при строительстве мечетей по всему миру.
Появившийся Ибн аль-Хайсам, «отец оптики», принялся рассматривать одну из цифровых камер, — изобретение, основанное на впервые описанном им принципе действия «камеры обскура». Он опытным путем доказал несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы, выдвинув собственную теорию: «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». Он считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза.
Внимание присутствующих привлек крик: «Расступитесь, я могу слететь!» — и по залу «пролетел» Аббас ибн Фарнас. В 852 он сделал крылья из ткани, натянутой на деревянные распорки. С этим похожим на зонтик аппаратом Аббас ибн Фарнас спрыгнул с минарета Великой Мечети в Кордове. Полета не получилось, однако аппарат замедлил его падение, и он получил лишь незначительные травмы. Двадцать пять лет спустя, уже 65-летний ибн Фарнас разработал улучшенный проект, который включал приспособление управления полетом — рулевой хвост. На этом первом дельтаплане он спустился с горы Джабаль аль-'арус, и совершил десятиминутный управляемый полет.
Его рассказ прервал великий ученый, инженер и механик аль-Джазари, заложивший основы современной робототехники. Именно он изобрёл столь важную механическую деталь как коленчатый вал. Кроме того, он сконструировал клапанные насосы, водоподъёмные машины, водяные часы, фонтаны, музыкальные автоматы. Определённую известность приобрели четыре человекоподобных робота, которых аль-Джазари усадил в лодку и заставил играть на барабанах и цимбалах. Во время монарших вечеринок их обычно запускали в озеро, и те играли простые мелодии.Этому ученому принадлежат такие технологические новшества, как: ламинирование древесины, использование масштабных моделей (ученый делал их из бумаги), притирка движущихся частей с помощью корунда, металлические двери, кодовые замки и др.
В заключение выступил «отец химии» Джабир бин Хайян (721–805), который привлек внимание зрителей демонстрацией химической реакции с яркой вспышкой. Он впервые высказал мысль об огромной энергии, скрытой внутри атома; о возможности его расщепления; о том, что при этом образуется сила, которая может разрушить Багдад. Он также упомянул ученого ар-Рази, который в 860 году провел первую классификацию химических элементов; описал приборы и приспособления для химических опытов. Не забыл «бин Хайян» и о султане Мехмете аль-Фатихе, который изобрел пневматическую пушку специально для осады Константинополя.Экскурсия подошла к концу, и уборщица стала разгонять припозднившихся посетителей.Ведущая напомнила о том, что упомянутые личности — лишь «вершина айсберга» в целой плеяде великих ученых-мусульман и их открытий, которые стали основой современной науки и техники.
Чтобы закрепить изложенный материал, дети и их родители были приглашены к участию в викторинах, в которых каждый из ученых задавал по несколько вопросов по своей биографии и научным открытиям. Детей разделили на две команды — мальчиков и девочек; для взрослых же была отдельная викторина с вопросами посложнее.За каждый правильный ответ его автор награждался мылом, которое также было в свое время изобретено мусульманами.В завершение вечера зрители были приглашены на сладкий стол, где все желающие могли сфотографироваться с приглянувшимися им «учеными».
собкор.